+7(495)921-22-73
Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00
Москва
+7(495)921-22-73
, ул. Буженинова д.30, стр.1 / 9:00 - 19:00

СТУДЕНТАМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Студентам и преподавателям педагогических вузов

(образовательный портал)

 

переход в СДО

 

 

 

 

Об обучении студентов – будущих педагогов

Вузы-участники

Педагогическая концепция

Учебно-методические материалы

Линия поддержки

Как стать зарегистрированным пользователем

Координаторы проекта

Советы педагогу по финансовой грамотности

 

Внимание! Для зарегистрированных пользователей работает Линия поддержки, с помощью которой можно задавать как тематические вопросы (по содержанию финансовой грамотности и методике ее преподавания), так и организационно-методические, касающиеся организации учебного процесса по финансовой грамотности в вузах, а также технического характера, в том числе по работе с системой дистанционного обучения.

 

Обращайтесь на Линию поддержки одним из удобных способов:

  • по телефону +7-(495)964-9410, 9.30-17.00 мск. по рабочим дням
  • по мобильному телефону +7 (967) 198-6534;
  • по электронной почте: help322@educenter.ru;
  • в интерактивной форме (заполнить форму);
  • через чаты и форумы системы дистанционного обучения.

 

Образовательный портал создан и поддерживается Южным финансовым университетом и Институтом МФЦ в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Зарегистрированным пользователям портале доступны:

  • Тематические новости.
  • Программа, учебно-методические материалы обучения студентов педагогических направлений подготовки финансовой грамотности и методике ее преподавания.
  • Видеозаписи образовательных мероприятий.
  • Аналитические, информационные материалы, методические разработки для педагогов, обучающих финансовой грамотности и методике ее преподавания.
  • Дистанционное обучение (переход к серверу дистанционного обучения на базе Moodle) в составе: видеолекций, электронного учебника, учебных презентаций, контрольно-измерительных материалов.
  • Линия поддержки зарегистрированных пользователей.

_____________________________________________________________________________

 

Об обучении студентов – будущих педагогов

В рамках реализации образовательной компоненты Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Южный федеральный университет и Институт МФЦ осуществляют методическую и организационную работу по внедрению педагогическими вузами обучения студентов педагогических направлений подготовки непосредственно финансовой грамотности, а также методике ее преподавания.

В настоящее время десять ведущих российских вузов, осуществляющих обучение студентов – будущих педагогов в различных уголках наших страны, начали подготовку студентов как по финансовой грамотности, так и методике ее преподавания, на основе полученных в рамках Проекта учебно-методических разработок.

Ожидается увеличение числа вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, которые будут присоединяться к Проекту, мультиплицирование его результатов на территории всей России.

Актуальность внедрения педагогическими вузами дисциплины по финансовой грамотности и методике ее преподавания возрастает в связи с принятием Стратегии и разработкой повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, которой образовательная компонента, включая подготовку будущих педагогов, способных преподавать финансовую грамотность, относится к приоритетным, а также разработкой Концепции преподавания дисциплины «Обществознание» в Российской Федерации, где важная роль отведена финансовой грамотности.

Дисциплины «Финансовая грамотность и методика ее преподавания» может включаться вузами, реализующие педагогические направления подготовки, в состав основных образовательных и (или) дополнительных программ для студентов:

  • в качестве дисциплины по выбору в состав вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров с предметными профилями «Обществознание», «Экономика», «Право», а также с двумя профилями, при наличии хотя бы одного из указанных трех профилей, например, «Математика и Экономика», «История и Обществознание», «Обществознание и Право» и т.д.;
  • в качестве факультативной в состав вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров с предметными профилями «Математика», «Информатика», «История», «Начальное образование», «Иностранный язык», «География», а также с двумя профилями, при совмещении любых двух из указанных профилей, например, «Математика и Информатика», «История и Иностранный язык» и т.п.;
  • в состав программ дополнительного образования.

Интеграция компоненты «финансовая грамотность» в сферу предметного изучения практически на всех уровнях общего и профессионального образования, как непосредственно в рамках предметов «Обществознание», «Экономика», «Право» (в системе начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения), так и при освоении некоторых других дисциплин (используя межпредметный подход), будет способствовать формированию у обучающихся основ рационального финансового поведения, передачи их последующим поколениям, укоренению в обществе «финансовой грамотности» как неотъемлемого элемента функциональной грамотности человека.

Важность становления системы обучения финансовой грамотности в школах, техникумах, колледжах по своему значению и трудностям можно сравнить, если не с ликвидацией безграмотности или ликбезом, проводившимся советским государством в 1920-30-х годах, то, как минимум, с поголовным освоением компьютерной грамотности, в массовом порядке начавшимся в СССР с конца 80-х годов и в основном завершившимся в конце 90-х годов XX века уже в Российской Федерации.

Как и в случае с «компьютерной грамотностью», да и любым новым знанием, компетенцией, появляющимся по мере развития общества и завоевывающим значимое место в его жизнедеятельности, и, как следствие, требующим осмысления педагогической наукой для внедрения в систему образования, становление «финансовой грамотности» как образовательной компоненты сталкивается не только с концептуально-методологическими сложностями и противоречиями, но и вполне практическими проблемами:

  • необходимостью изучения студентами не только применения педагогических методов в преподавании финансовой грамотности, но и собственно ее предмета;
  • дефицитом квалифицированных преподавателей (тьюторов), способных обучить студентов не только непосредственно содержанию финансовой грамотности, но и методам ее преподавания;
  • необходимостью организации просвещения, можно сказать, всеобуча взрослого населения наряду с обучением школьников, студентов;
  • относительно коротким периодом освоения студентами новой компоненты (как правило, в рамках дисциплины основной образовательной или дополнительной программы – до 72 часов).

Освоение новой дисциплины во многом будет содействовать студенту-будущему педагогу в овладении финансовой грамотностью как таковой, методами ее преподавания обучающимся, интеграции ее в предметы «Обществознание», «Экономика», «Право», использовании отдельных элементов финансовой грамотности при обучении математике, иностранным языкам, истории и даже географии, и, наконец, дополнительном образовании взрослых.

Предметная область финансовой грамотности содержится в основном в экономических дисциплинах, тесным образом переплетаясь, в первую очередь, с правовыми знаниями.

Поэтому, студентам, обучающимся по профилю «Обществознание» и, тем более «Экономика» и (или) «Право», будет легче освоить относительно новую для них компоненту – «финансовую грамотность».

Отдельно стоит упомянуть студентов по профилю «Математика», которые хорошо владея математическим аппаратом, изучая смежные дисциплины, например, «Финансовая математика», смогут на примере решения определенных задач осваивать интереснейшие явления и закономерности финансового рынка, например, зависимость биржевой стоимости акции от ее дивидендной доходности.

Финансовая грамотность – интересная и увлекательная область знаний, с которой большинство из нас сталкивалось не понаслышке.

Возможно ли студенту легко и максимально продуктивно ее освоить для ведения последующей педагогической и, при необходимости, просветительской деятельности?

Утвердительно отвечая на этот вопрос, обратим ваше внимание на следующие направления содействия студентам в освоении финансовой грамотности, методов ее преподавания:

  1. Наличие множества актуальных методик, учебно-методических, информационных, аналитических материалов по содержанию, обучению и просвещению в области финансовой грамотности, созданных в рамках Проекта Минфина России, многие из которых доступны на портале Минфина России в сети Интернет: вашифинансы.рф
  2. Наличие адаптированных учебно-методических комплектов по обучению финансовой грамотности школьников, учащихся профессиональных училищ, студентов организаций среднего профессионального образования, учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, на которые студентам необходимо опираться при изучении методики преподавания финансовой грамотности на разных уровнях образования.
  3. Предоставление преподавателям, обучающих студентов педагогических направлений подготовки финансовой грамотности и методам ее преподавания, информационной, консультационной и методической поддержки, в том числе с помощью настоящего портала.

 

Вузы-участники

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет»;

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»;

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»;

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет».

 

 

 

Педагогическая концепция

 

Педагогическая концепция обучения студентов педагогических направлений подготовки методике преподавания курсов финансовой грамотности в организациях общего, среднего профессионального и дополнительного образования (Концепция) может служить опорным документом на федеральном уровне при интеграции в систему педагогического образования компоненты «методика преподавания финансовой грамотности и ее предметное содержание», способствовать Минобрнауки России в координационной, нормативно-правовой деятельности, быть полезной в экспертной и популяризаторской работе федеральному учебно-методическому объединению в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки (УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки», «УГСН 44.00.00»).

Концепция также может являться основой для внедрения и разработки учебных программ освоения соответствующей дисциплины для педагогических вузов и многопрофильных университетов, осуществляющих подготовку будущих педагогов по ряду направлений УГСН 44.00.00.

Кроме того, реализация Концепции будет содействовать развитию финансовой грамотности как таковой у различных представителей системы высшего профессионального образования в целом, и, в первую очередь, студентов вузов.

 

Педагогическая концепция (редакция на 29.12.2017 г.)

 

Учебно-методические материалы

Основные учебно-методические материалы, разработанные для обучения студентов – будущих педагогов:

  1. Примерная рабочая программа «Финансовая грамотность и методика обучения» (72 академических часа).
  2. Учебное пособие «Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования».
  3. Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания.
  4. Учебный презентации (включены в систему дистанционного обучения).
  5. Видеолекции (включены в систему дистанционного обучения).

 

Все учебно-методические материалы в полном объеме доступны зарегистрированным пользователям.

 

Линия поддержки

Для зарегистрированных пользователей работает Линия поддержки, с помощью которой можно задавать как тематические вопросы (по содержанию финансовой грамотности и методике ее преподавания), так и организационно-методические, касающиеся организации учебного процесса по финансовой грамотности в вузах, а также технического характера, в том числе по работе с системой дистанционного обучения.

 

Обращайтесь на Линию поддержки одним из удобных способов:

 

  • по телефону +7-(495) 964-9410, 9.30-17.00 мск. по рабочим дням
  • по электронной почте: help322@educenter.ru;
  • в интерактивной форме (заполнить форму);
  • через чаты и форумы системы дистанционного обучения.

 

Менеджер Линии поддержки – Мария Иванова.

 

Как стать зарегистрированным пользователем?

Зарегистрированными пользователями портала могут стать преподаватели, методисты, студенты педагогических вузов – участников Проекта.

Для прохождения регистрации необходимо обращаться в соответствующий вуз-участник.

По вопросам регистрации на портале можно также обращаться к менеджеру Линии поддержки – Марии Ивановой, +7-(495) 964-9410, help322@educenter.ru

 

Координаторы проекта

Южный федеральный университет

Институт МФЦ

Менеджер Линии поддержки

  • Мария Иванова, +7-(495) 964-9410, help322@educenter.ru                     

Советы педагогу по финансовой грамотности

Будущим педагогам важно запомнить, преподавая финансовую грамотность школьникам, студентам, педагог не может и не должен выполнять функции финансового консультанта, советника, посредника, брать на себя ответственность, давая конкретные финансовые рекомендации личного плана.

Финансовые советы, рекомендации гражданам и организациям предоставляют финансовые консультанты, инвестиционные советники, профессиональная деятельность которых в нашей стране только институализируется (в конце 2017 года приняты изменения к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» в части установления нового вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг – инвестиционного советника). В настоящее время по факту (и далеко не всегда на пользу обратившихся за советами) роль финансовых советников часто выполняют сами поставщики финансовых услуг – банки, страховые организации и т.п.

Но, при этом, педагог, проводящий занятия по финансовой грамотности может дать им правильные ориентиры, научить понимать:

  • устройство системы финансовых услуг, сопровождающих жизнь современного человека практически каждодневно;
  • значение, возможности и риски финансового сектора, способы защиты прав потребителя финансовых услуг;
  • финансовую систему во взаимосвязи с другими элементами экономических отношений и общественными отношениями в целом;
  • механизмы принятия самостоятельных и осознанных финансовых решений, обращения к профессиональным консультациям;
  • как саморазвиваться и самообучаться, постоянно овладевая необходимыми экономическими, финансовыми и правовыми познаниями;
  • как пользоваться информационными, справочными, в первую очередь, электронными ресурсами не только для получения информации, но и получения электронных услуг в сфере финансовых отношений;
  • неразрывные связи и взаимодействие «финансовой грамотности» с «бюджетной», «муниципальной», «налоговой», «пенсионной» грамотностями.

 

Компонента «финансовая грамотность», а также умение обучать «финансовой грамотности» объективно необходимы в ряду иных компетенций, знаний и умений современных педагогов, в том числе школьных учителей. Этот постулат сегодня практически не вызывает сомнений и находит полную поддержку государства, в том числе в сфере образования. Такая необходимость доказана многочисленными исследованиями и разработками, реализуемых в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», базируется на передовом международном опыте.

Современный учитель обязан не только овладеть знаниями и умениями «рационального финансового поведения», но и быть «финансово грамотным», т.е. стремиться своим поведением, поступками, оценками различных событий, доносимыми до учеников, придерживаться правил разумного финансового поведения.

Педагог, преподаватель, учитель как традиционный носитель знаний и высоких норм социального поведения занимает особенное место в формировании финансовой грамотности. Так же, как и в других вопросах, от его мнений, оценок и поступков во многом зависит становление мировоззрения его учеников в части «мира финансов».

«Мир финансов» представляет две крайности – нищета, долги и возможности зарабатывать сверхприбыли, между которыми лежит как раз «рациональное финансовое поведение», осторожное использование широкого спектра финансовых возможностей и инструментов. Задача педагога – дать обучающимся начальные знания, минимальные навыки и способы их последующего расширения, овладение которыми будет помогать принятию ими разумных, осмотрительных финансовых решений.